КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЦТ?

Всем известно, что одних школьных занятий для поступления в вуз недостаточно. Посещение в после урочное время репетиторов, выполнение домашних и дополнительных заданий, тестов, лишило современного ребенка отдыха, необходимого его нервной системе для восстановления.

Результат перегрузки школьников — утомление нервных клеток, сопровождающееся ухудшением памяти, настроения и общего состояния.

Утомление опасно:

1. Отражаясь в первую очередь на торможении, оно затруднит возможность дифференцировать информацию. Если ребенок станет медленнее находить сходства и отличия изучаемых явлений, то его аналитические возможности снизятся, что отразится как на общей мыслительной деятельности, так и на баллах аттестата

2. Длительное утомление может привести к неврозу, при котором на экзамене можно забыть все, что было выучено ранее

3. Утомление нарушит физиологическую деятельность отдельных органов и систем, что отразится как на психическом, так и на физическом здоровье ребенка

Способы оказания помощи ребенку

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ИНТЕЛЛЕКТ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ

Одно из шуточных высказываний гласит:
«интеллектом обычно стараются назвать то, чего нет у других»

Кто же обладает интеллектом?

Тот, кто правильно оценивает события, понимает и размышляет, кто благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни.


Если Вы хотите наделить своих детей этими качествами, то внимательно прочитайте следующее:

Интеллект определяется не только врожденным потенциалом, который создается в момент зачатия, а, значит, обусловливается генетически. Важны приобретаемые знания и навыки, накапливаемые в процессе жизненного опыта. Именно поэтому в первые 20 лет жизни человек должен получать соответствующие воспитание и образование.

Однако, далеко не все дети, имеющие хорошие природные данные и проживающие в семьях, где созданы благоприятные условия для развития их интеллекта, стремятся выбрать путь, ведущей к диплому специалиста. Одни усваивают в школьный период логику и легко и охотно формируют мышление, другие – с трудом, постепенно теряя интерес к учению. Ответ на вопрос, почему это происходит, следует искать на стыке психологии и физиологии. Начнем с поведенческой реакции, знание механизма которой помогут вам стать в этом вопросе мудрым советчиком вашему ребенку.


Как знания механизмов поведения смогут помочь детям избежать утомления
нервной системы в процессе подготовки к поступлению в вуз?

Механизм поведенческой реакции

В основе ее лежит функциональная система — объединение определенных нервных структур, деятельность которых направлена на достижение приспособительного результата.

Рассмотрим схему функциональной системы

12

С этого момента начнется следующий этап поведенческой реакции, предполагающий как само действие, так и анализ его результатов:

В лобной доле головного мозга располагается центр, в котором на первом этапе будет осуществляться сбор материала.

1. Организм сообщил о том, чего ему не хватает
ПРИМЕР: в крови понизился сахар — возникла мотивация голода

2. Из памяти начнут выбираться программы действий
ПРИМЕР: утолить голод можно, используя бутерброд

3. Пусковой стимул сообщит о том,что выбранную программу пора запустить в действие
ПРОГРАММА: достать бутерброд — поднести его ко рту — съесть

4. В соответствующих центрах сформируются команды к действию и ожидаемый результат, который должен сопоставляться с реальным.
Пример, рука могла взять не бутерброд, а любой другой предмет, что сделало бы поведение бессмысленным

5. Для подкрепления верности действия используются эмоции.
Пример положительной эмоции — пища во рту, ожидаемый результат совпадает с реальным, в мозге выделяются наркотические вещества (гормоны удовольствия), нервные клетки разъединяются и отдыхают, восстанавливая свой обмен веществ.
Пример отрицательной эмоции — пища не попала в рот, нужна новая программа действий, нервные клетки работают, невзирая на скорое возникновение утомления.

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Научите детей планировать свою работу, разбивая ее не этапы. Достижение успеха на каждом этапе и положительная эмоция, сопровождающая этот процесс, укрепят знания при сохранении здоровья и сформируют у ребенка веру в себя, свои силы и возможности.

В СВЯЗИ С ЭТИМ РЕКОМЕНДУЮ ПОДГОТОВКУ К ПОСТУПЛЕНИЮ НАЧИНАТЬ УЖЕ В 10 КЛАССЕ!

2. Создайте условия для приобретения детьми новых программ к действию. Чем их будет больше, тем свободнее и увереннее будут чувствовать себя подростки в любых жизненных обстоятельствах.

Почему в одних и тех же ситуациях люди выбирают разные программы действия?

Оказалось, что нашим поведением, поступками, чувствами и мыслями движут мотивации, мотивы действий, перерождающиеся в потребности.

Самые древние из них, общие у человека и животных, называются биологическими. Они нацеленные на поддержание постоянства внутренней среды, жизнеспособности и сохранении рода.

Эти потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредностей, в экономии сил, в продолжении рода у человека порождают множество квазипотребностей в жилище, одежде, технике, необходимой для производства материальных благ, средствах защиты от вредных воздействий и др.


Почему принцип экономии сил может у одних людей лечь в основу изобретательства, а у других – трансформироваться в лень?

Причина столь противоречивого поведения оказывается проста и зависит от степени сформированности у людей чисто человеческих, социальных потребностей, как ни странно, возникающих так же на базе биологических.

Одна из них – это потребность в защищенности, уверенности в безопасности завтрашнего дня. Люди не хотят испытывать чувство страха или беспокойства, что созвучно с инстинктом самосохранения.

14Другая – это потребность принадлежать к какой-то группе людей, занимать в ней определенное положение. Человеку необходимо находиться среди единомышленников, свободно выражать свои мысли и чувства, оставаясь таким, какой он есть.

Третья – это потребность пользоваться вниманием и уважением окружающих. Для каждого важно получить оценку своих действий, добиться успеха, почета, уважения и славы. Эволюционные корни двух последних потребностей следует искать в глубинках эволюции социальных животных, в жизни которых исключительную роль играла иерархия и способность реагировать на эмоциональное состояние другой особи.

И, наконец, у людей есть потребность в самореализации. Человек должен иметь возможности воплотить в жизнь свои способности и таланты и стать тем кем он может быть.

Особое место в жизни человека занимают потребности познания окружающего мира и своего места в нем. Их выделяют в группу идеальных потребностей. Свое эволюционное происхождение они ведут от исследовательского поведения животных.


Как же случилось, что социальные потребности стали более важными для человека, чем биологические?

Ответ на этот вопрос следует искать в жизни общества, т.е. в особенностях человеческих взаимоотношений.

В начале своей жизни ребенок, совершая поступки, оказывается движимым здоровыми природными мотивами, но одно его поведение родители поощряют, а другое нет. Стараясь совершать те действия, которые сопровождаются похвалой и в конечном итоге приводят к выделению эндорфинов, малыш подражает взрослым и постепенно повышает для себя значимость многих социальных потребностей над биологическими. Однако так продолжается у девочек до 12 лет, а у мальчиков до 13.

Дальше появляются потребности в известной самостоятельности и независимости суждений. Ребенок начинает критически относиться к взглядам взрослых, находить иные решения житейских проблем. В процессе общения он все время сверяет то, что он делает с тем, что ожидают от него окружающие, выясняет их мнение, чувства, требования. В конечном итоге все, что человек делает для себя (учится, работает, препятствует или способствует чему-то), он делает это вместе с тем для других, даже если ему кажется, что все обстоит наоборот.

Оценка собственного «я» (самооценка) в этот период является результатом сопоставления того, что каждый наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Речь идет о группе людей, с мнениями которой человек считается, порой даже больше, чем с мнениями родителей, по которой он определяет свои жизненные ориентиры, идеалы и интересы которой совпадают с его собственными. Такая группа называется референтной. Приходя на смену родительской воле, она становится более важной для оценки ребенка своего «я».


Почему же, выбирая референтную группу, одни дети ориентируется на высокообразованных и интеллектуальных людей, а другие нет?

Корни этой проблемы следует искать в семье.

Как вы думаете, что скорее войдет в ранг потребностей: те действия, за которые наказывают или те, за которые поощряют? Как гласит народная мудрость «охота пуще неволи». Наказание за какой-то проступок не исключает его совершения в будущем. Для надежного предотвращения нежелательных действий необходимо, чтобы они утратили свою привлекательность, т.е. перестали вызывать у человека положительные эмоции, ибо подкрепление условных рефлексов осуществляется через выделение гормонов удовольствия – эндорфинов.

Именно в детстве, поощряя действия детей, можно попытаться выработать у них ту систему потребностей, которая в дальнейшем позволит им выбрать достойную референтную группу и достойное место в жизни. Но этого никогда не достичь тем родителям, которые оставляют действия своего ребенка вообще без оценки или дают противоположные оценки.

В таких случаях источником эндорфинов может оказаться успех в игре. Однако он, при недостаточном количестве эндорфинов от общения с взрослыми, может привести к развитию у ребенка преступной деятельности, так как авторитет среди сверстников завоевывается не теми качествами, которые важны для дальнейшей жизни. Дети, у которых недостаток общения в семье и нет успеха в игре, злоупотребляют едой. Этих маленьких обжор сразу можно отличить по «скромным габаритам».


Источники эндорфинов

15Исследования показали, что из всех потребностей только биологические, как самые древние, отражают минимум усилий, необходимых для их обеспечения и поэтому могут иметь предел насыщения. Ты не съешь, например, любимых конфет или фруктов больше нормы, в противном случае их вид будет вызывать не потребность, а отвращение.

Когда предел насыщения достигнут, то удовлетворения потребности подобного рода может перестать быть источником радости. Возникает пресыщение. Это состояние может заставить человека прибегать к искусственным источникам эндорфинов: табакорурению, наркомании, применению алкоголя. Результат этого — загубленные интеллект, здоровье и жизнь.

Если ребенок не научился в детстве преодолевать трудности, ему не осилить их и в учебе, и он будет искать другие, более легкие способы выделения эндорфинов.

Но ни вкусная еда, ни выпивка, ни секс не смогут внести в человеческую жизнь количество радости, как успехи в делах, искусстве, творчестве. И хотя трудовая деятельность требует волевых усилий, к которым родители должны приобщить ребенка с детства, в то же время она разнообразна, поэтому представляет неиссякаемый источник выделения эндорфинов.

Чем труднее задача, чем сложнее цель, чем выше состояние напряженности, тем сильнее положительные эмоции, возникающие при снятии этого состояния. Вот почему от того, как вы воспитаете в своем ребенке должный уровень потребностей, будут зависеть его будущее счастье и полноценная жизнь.